Формирование функциональной грамотности обучающихся

Образовательные результаты являются ключевым индикатором качества образования, так как именно через призму образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики страны и определяется
необходимость реформ в системе образования и их темпов.
Именно результаты международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA служат целевыми показателями качества образования страны, которые отражены в Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018‒2025 годы).
Существует несколько признанных организаций, проводящих независимую международную оценку уровня функциональной грамотности в более чем 60 странах мира:

  • Международная ассоциация оценки образовательных достижений — IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements);

  • Международное сравнительное исследование качества математического и естественно-научного образования — TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study);

  • Международная оценка образовательных достижений учащихся — PISA (Programme for International Student Assessment).

Основной целью первых двух организаций является проверка определенных школьными программами предметных знаний и умений с помощью выполнения учебных заданий, мало или совсем не связанных с реальной жизнью. Особый интерес в этом ряду представляет исследование PISA, в программе которой впервые реализуется компетентностный подход в оценке образовательных достижений. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, т. е. проверку подготовки молодежи к «взрослой» жизни, что отличает его от других международных исследований.
Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих:

  • грамотность в чтении — способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества;

  • грамотность в математике — способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;

  • грамотность в области естествознания — способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующего решения.

  • с 2012 года отдельным направлением оценки была включена финансовая грамотность, которая подразумевает знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

  • с 2018 года в исследовании выделено еще направление — глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании PISA понимаются способности: критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

  • с 2021 года впервые проведено исследование креативного мышления пятнадцатилетних учащихся.

Нормативно-правовая база

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации  «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» от 22.03.2021 № 04-238

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»  от 17.09.2021 № 03-1526

Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год

Приказ  главного управления образования администрации города Красноярска  «О комплексе по повышению функциональной грамотности» от 08.10.2021 № 402/п 

Приказ об организации работы по повышению функциональной грамотности в МБОУ СШ № 27

Интернет-ресурсы для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся

1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся разработан ФБГНУ «Институт стратегии развития образования».

В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

Глобальные компетенции

Креативное мышление

2. Открытые задания PISA на сайте ФИОКО

3. Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ

4. Электронный банк заданий Российской электронной школы

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

5. Тест «Цифровые компетенции педагога»

6. Интенсив ЯУчитель 3.0

Отчеты о формировании функциональной грамотности обучающихся

Аналитическая справка по итогам мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся МАОУ СШ № 27 за 2022-2023 учебный год