Профориентация для школьников

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цель профориентационной работы в школе:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

  • выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

  • получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;

  • выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

  • профессиональное просвещение;

  • профессиональная диагностика;

  • профессиональная консультация и др.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:

  • формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

  • развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

  • постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;

5-7 классы:

  • развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

  • развитие представления о собственных интересах и возможностях;

  • приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

8-9 классы:

  • групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

  • профессиональное самопознание;

10-11 классы:

  • коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Направления и формы профориентационной работы в школе:

  • осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.

Работа с учащимися:

  • профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Мир профессий» и др.;

  • тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;

  • консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.);

  • организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;

  • встречи с представителями предприятий, учебных заведений;

  • участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;

  • проведение мероприятий по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.

Работа с родителями:

  • проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

  • индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.