Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
-
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
-
выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
-
получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
-
выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
-
профессиональное просвещение;
-
профессиональная диагностика;
-
профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
-
формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
-
развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
-
постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
-
развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
-
развитие представления о собственных интересах и возможностях;
-
приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
-
групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
-
профессиональное самопознание;
10-11 классы:
-
коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
-
осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.
Работа с учащимися:
-
профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Мир профессий» и др.;
-
тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;
-
консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.);
-
организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
-
встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
-
участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;
-
проведение мероприятий по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
-
проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
-
индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.